СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Основной целью деятельности службы является социально-психологическое сопровождение, личностная и социальная адаптация детей и подростков в процессе обучения в школе, а также обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса. Социально-психологическая служба осуществляет деятельность, руководствуясь запросами родителей учащихся, администрации, педагогов. Специалисты социально-психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы – это психологическая и социальная защита ребёнка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе. Одна из задач социально-психологической службы – обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребёнка отдали именно в эту школу.
Социальный педагог. Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.
Задачи службы:
- защита прав и интересов личности учащихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и социальных проблем;
- комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребёнка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии;
- содействие ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- содействие выбору образовательного и профессионального маршрута;
- участие в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям учащихся;
- развитие психолого-педагогической и социальной компетентности всех участников образовательного процесса – учащихся, педагогов, родителей;
- содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
- психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) учащихся и педагогам;
- консультативно-просветительская работа среди учащихся, педагогов, родителей;
- профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, педагогов, родителей;
- участие в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, экспертизе образовательных программ и проектов и иных средств обучения.
Направления работы службы:
1. Социально-педагогическое и психокоррекционное. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов. Установление контакта с семьёй, организация педагогического просвещения родителей, помощь семье в воспитании и обучении ребёнка. Деятельность по разработке психокоррекционных программ обучения и воспитания, планирование и проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы. Оказание помощи ребёнку в устранении причин, оказывающих отрицательное влияние на его поведение и учёбу.
2. Социально-правовое. Психологическое и социально-педагогическое консультирование. Объединение различных специалистов и организаций для решения проблем ребёнка, защиты его прав. Психологическое и социально-педагогическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим социальным проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь обучающимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации, по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних.
3. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у обучающихся. Обобщение и распространение положительного опыта передовых педагогов в работе с «трудными» детьми. Предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни.
4. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности. Психолого-педагогическое и социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания необходимых условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
5. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи. Изучение ребёнка (отношений в семье, школе, дворе). Исследование проблем социального воспитания в разных социальных сферах. Проведение исследований в целях определения индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной групп риска.
6. Организационно-методическая деятельность. Анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию; участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации, участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; исследование социума образовательного учреждения с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия.
Взаимодействие внутри службы:
Основное взаимодействие социального педагога и психолога идёт по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с «трудными» детьми. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.
Сотрудники социально-психологической службы имеют право:
- Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия группы продлённого дня с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;
- Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
- Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
- Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;
- Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
- Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику.
Личный кабинет психолога
Личный кабинет социального педагога
На этой странице возможно добавить:
- Текст
- Фото / Видео / Документы
- Таблицы
- Списки
- Ссылки
- Разные цвета